Выглядит монумент устрашающе мрачно.
Первый взгляд на монумент
Даже ничего не зная про историю, можно понять, он какой-то странный, некрасивый. Так и работает абстракция — нам не показали трупы, но мы испытали те же чувства.
Конечно, памятник ничего не говорит прямо. Но если присмотреться, у зрителя остаётся некое подвешенное ощущение.
Монумент составлен из фрагментов — я бы назвал их звёздами. Эти звёзды можно пересчитать, их 16, по количеству жертв. Нижние звёзды едва касаются земли, поэтому памятник выглядит максимально неустойчиво. Но это впечатление обманчиво. Для достижения такого эффекта автор использовал хитрый прием — вся конструкция держится на внутреннем стальном стержне.
Ещё одна оптическая иллюзия — это материал, из которого сделан монумент. На первый взгляд он будто вылит из куска металла. Но на самом деле он бетонный, просто поверх нанесён текстурирующий под металл состав. Это довольно необычно и даже уникально, других похожих примеров я не видел.
Выглядит монумент устрашающе мрачно. Он настолько колючий, что кажется, об него можно пораниться.
Это выглядит очень модно, напоминает генеративный 3D-арт. Любопытно, что те тренды, которые сейчас появляются в диджитале, были разработаны больше 60 лет назад в аналоговом мире. Получается, мы не очень далеко ушли от абстрактной революции. Корни современного дизайна находятся в абстракционизме и беспредметном искусстве, в советском авангарде начала ХХ века и в западном авангарде конца ХIХ века.
В памятнике спрятан металлический каркас, который залит бетоном — это довольно распространённый приём в скульптуре.
Чтобы заниматься дизайном сейчас, надо обязательно знать первоисточники. Потому что если вдохновляться только шотами на Behance или Dribbble, ваш диапазон будет очень узким. Вы будете брать за основу переваренные тысячу раз образы. А понимая суть вещей, вы сможете интерпретировать эти образы гораздо шире и объёмнее.
Ржевский мемориал Советскому солдату
Авторы: Андрей Сергеевич Коробцов, Константин Евгеньевич Фомин
Зачем сейчас смотреть на этот монумент
Он настолько колючий, что кажется, об него можно пораниться.
Сам монумент напоминает алтарь — некое жертвенное место.
Хочу сказать про ещё одну метафору, которая у меня появилась — эта подвешенность воспринимается ещё и как полёт, отрыв от земли, вознесение. Это метафора искупления, прощения, отпущения и в конечном счёте освобождения жертв. Такие приёмы часто используются в спомениках и не только. Что-то похожее, правда с гораздо большей степенью реалистичности, можно увидеть во Ржевском мемориале. Помните, яркий запоминающийся образ, в котором журавли символизируют души павших солдат. Тот же образ заложен в мемориальном комплексе «Журавли». Оба монумента в качестве референса используют стихи Расула Гамзатова:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Мемориальный комплекс «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе г. Саратова.
Архитектор: Юрий Иванович Менякин