Памятник народной революции
в поп-культуре. Моя первая ассоциация — космический корабль из «Звёздных войн». Фильм вышел в 1977 году, а монумент построили в 1967 году. Совпадение? При этом в 2014 году CNN назвала его одним из самых уродливых памятников в мире. Давайте разберёмся, есть ли здесь художественная ценность.
А заодно расскажу, как правильно смотреть на такие работы, какие ассоциации закладывал автор и как это всё работает с дизайнерской точки зрения.
Это обычная горная деревня — несколько домиков, поля, луга.
это довольно дождливый период. Поэтому, когда я выехал в сторону Подгарич, в горах стоял густой туман.
Как добраться до Подгарич
N43°20'46.0", E18°41'12.6"
Этот споменик самый популярный
Монумент находится в хорватской деревне Подгарич.
Я приехал в Хорватию в сентябре —
Монумент посвящен памяти о восстании общины Мославина против сил усташей, а так же о создании в регионе партизанских отрядов, оказавших важное влияние на события второй мировой войны.
В этой части страны полно таких деревенек. Они не туристические, потому что далеко от моря и столицы. К монументу ведёт долгая горная дорога. Высота постоянно меняется, приходится то забираться наверх по серпантину, то спускаться в долины.
Кстати, под этот монумент была выстроена целая инфраструктура с гостиницей и искусственным озером
По пути я встретил десяток таких же деревенек. Ощущение, что перенёсся в машине времени. Жизнь тут застыла 100 лет назад и так и идёт — очень простое хозяйство, один магазин, на холме торчит церквушка. И конечно, когда я съехал на просёлочную дорогу, меньше всего я ожидал увидеть что-то подобное.
В какую погоду надо ехать
Должен сказать, такая пасмурная погода очень идёт брутализму. Например, для барокко, наоборот, солнце очень важно. Много деталей, фасадная скульптура, горельефы — всё это требует игры света и тени. Думаю, именно поэтому барокко так расцвело именно в солнечных странах.
А в Скандинавии барокко практически нет, зато появился северный модерн. Они работали в другом климате и использовали минималистичную технику, с рубленными, упрощёнными и обобщёнными формами.
Локация для таких крупных и важных монументов, конечно, выбирается не случайно. Важно, чтобы памятник был визуальной доминантой, чтобы его было видно за несколько километров.
В случае с этим монументом, ты сначала попадаешь в низину, вокруг виднеются холмы и прямо впереди возвышается памятник. Он как бы завис надо всем вокруг. Так начинается твой опыт взаимодействия с ним. И такой подход не вызывает удивления: любая хорошая архитектура учитывает ландшафт, среду и взаимодействие с ними.
Например, когда идёшь по тесной венецианской улочке и вдруг на тебя выплывает гигантская базилика Санта-Мария делла Салюте. Автор задумывает этот эффект, как сработает это появление.
Тут тоже так — после нескольких часов езды мимо сельских домиков, такой объект ошеломляет.
Быстро приблизиться к памятнику не получится. Это тоже часть опыта, ещё один уровень воздействия на зрителя.
Вокруг объекта есть пространство, которое обрамляет его, как рама. Рядом нет объектов похожих по высоте или материалам. Это как в хорошем кино — каждый кадр что-то значит и работает на общий замысел.
Я приехал в Хорватию в сентябре — это довольно дождливый период. Поэтому, когда я выехал в сторону Подгарич, в горах стоял густой туман.
Монумент находится в хорватской деревне Подгарич. Это обычная горная деревня — несколько домиков, поля, луга.
Памятник народной революции жителей Мославины